Studio47

Памятник Борису и Глебу

Из 313 лет своего существования и развития Борисоглебск вот уже на протяжении 307 носит название, которое дали ему имена святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Своё имя город получил ещё в 1704 году – именно тогда, когда на месте, где в конце 17 в. стояла крепость, была возведена первая в городе деревянная церковь Бориса и Глеба и над главными воротами при въезде в город появилась икона этих первых русских святых.
Памятник святым Борису и Глебу

Памятник святым благоверным князьям - страстотерпцам Борису и Глебу

Вопрос о необходимости создания памятника святым покровителям города Борису и Глебу имеет актуальность уже не один год. Жители города уже достаточно давно высказывают свои положительные отзывы касающиеся этой темы. А в последнее время этот вопрос стал приобретать ещё большую силу. Ведь город до сих пор не имеет памятника тем, в честь кого он был назван.

Одним из главных моментов в работе над проектом был выбор территории для установки памятника. Таким местом стала старособорная площадь, располагающаяся перед церковью освящённой во имя Успения Божьей Матери с пределом во имя святых мучеников Бориса и Глеба, больше известной как "храм Бориса и Глеба". Выбор этой территории был сделан не случайно.

История Борисоглебска, насчитывает три этапа своего развития:
1) С конца 17 – до начала 19 в. было сформировано историческое ядро города;
2) На втором этапе, в первой половине 19 в., произошло дальнейшее развитие;
3) И во второй половине 19 - начале 20 в. город приобрел современные очертания.

Площадь на которой предлагается размещение памятника находится в исторической части города, как раз в том месте где было возведено первое укрепление и откуда город получил своё дальнейшее развитие.

Как видно на представленных фотографиях - территория вокруг храма находится в запустении, и не имеет никакого благоустройства. При формировании образа и развития пространства окружающего церковь, основной упор был сделан не просто на благоустройстве, а на внесении в идею духовных и просветительских составляющих. Так возникла идея о создании небольшого парка, представляющего собой экспозицию макетов утраченных храмов, ведь Борисоглебск в своё время являлся городом, в котором располагалось большое количество церквей, число которых приближалось к 20. Все они были построены в различные периоды формирования города, и большинство из них было безвозвратно утрачено. На данный момент в городе осталось всего 4 действующие церкви.

Место под этот парк было определено в западной части разрабатываемой территории. Северную часть территории занял памятник. А в южной части расположилась автостоянка со зданиями администрации городского парка, к территории которого прилегает старособорная площадь.

Параллельно с разработкой благоустройства территории велись и поиски образа самого памятника. После изучения иконографии связанной со святыми Борисом и Глебом и изучения их жизнеописания было предложено несколько эскизных вариантов памятника. Из которых был выбран наиболее удачный, где святые Борис и Глеб предстают в виде образа двух свечей сгоревших, то есть отдавших свои жизни за одно и то же дело – предотвращения воин из-за борьбы за власть и за мир над Русской землёй.

Памятник занимает центральную часть старособорной площади, и эта центральность подчёркивается окружающей его клумбой, выполненной в форме кольца, представляющего собой высаженные в виде православного узора цветы. Площадь пересечена четырьмя мощёными дорожками, которые ориентированы по сторонам света и сходятся в центре территории, образуя крест. С северной и восточной части территория имеет входные ворота. В южной части площади рядом с церковью располагается каплица с иконой святых князей. Территория имеет ограждение, выполненное из кованой решётки со встроенным освещением. По периметру территории высажены деревья, между которыми располагаются парковые скамьи, огороженные с 3-х сторон живой изгородью.

Западная часть старособорной площади плавно переходит в территорию экспозиции утраченных церквей, о которой уже упоминалось выше. Территория этого парка представляет собой выполненную в масштабе модель города Борисоглебска, где все дорожки символизируют улицы, а живая изгородь высажена в виде кварталов города. Все макеты церквей устанавливаются с учётом их исторического расположения относительно друг друга и относительно улиц города. Информация о храмах, изображения которых не дошли до наших дней (сделав не возможным создание их макетов), размещается на специальных стойках с табличками, так же привязанными к месту их исторического расположения на карте города. Остов макетов изготавливается из монолитного железобетона с последующей его облицовкой известняком, позволяющим проработать мелкие детали.

На сопутствующих изображениях вы можете видеть фиксацию поиска образа памятника. Так как памятник создавался в первую очередь святым а не князьям, то в формировании идеи учитывались церковные каноны и приёмы изображения святых Бориса и Глеба на иконах. В конечном итоге возник вариант, представляющий собой две фигуры святых находящихся над образом Борисоглебской земли (и как бы воспарившими над ней). Образ города Борисоглебска формируется за счёт узнаваемой постройки - церкви с пределом во имя святых мучеников Бориса и Глеба и реки Вороны впадающей в Хопёр. Между этими реками около их слияния и располагается город Борисоглебск. Виноградная лоза, обвивающая крест, символизирует христианство, у корней и истоков которого и стоят Борис и Глеб, как первые канонизированные на Руси святые. Арка, раскинувшаяся над центральной частью композиции, является своеобразным общим для Бориса и Глеба нимбом. Общим – потому что они отдали свои жизни во имя одного и того же дела – они сгорели за мир и предотвращения воин и смертей из-за борьбы за власть, за что и были канонизированы и широко почитаются.

Памятник, как уже говорилось, занимает центральную часть старособорной площади на пересечении дорожек и обращён своим главным фасадом на восток. Он установлен на пьедестале, выполненном из железобетона и покрытом плитами из белого мрамора. Сам памятник является полым. В его изготовлении используется каркас, который сваривается из арматуры и уголков, а затем покрывается медными пластинами, которые так же свариваются между собой, после чего производится доработка мелких деталей с помощью чеканки, полировка и покрытие некоторых частей памятника сусальным золотом.

Помимо общей подсветки территории, памятник имеет и свою собственную. Ряд точечных светильников встроен с внешней и внутренней стороны арки. Внутренний рад служит для освещения фигур Бориса и Глеба, а внешний создаёт в ночное время суток своеобразную ауру окружающую символический нимб. Так же точечные направленные светильники встраиваются в основание памятника на верхней площадке и в ступени, создавая в ночное время эффект парения святых.

Как уже упоминалось выше – территория так же имеет многообразную подсветку. Весь периметр старособорной площади освещают фонари, установленные на колоннах ограждения. Свою собственную подсветку имеют и входные ворота, клумбы вокруг памятника и дорожки. Каждый из макетов экспозиции утраченных церквей так же подсвечивается. Колокольня церкви освещается несколькими направленными прожекторами, установленными на самом здании.

В заключении хотелось бы отметить что данная работа решает сразу несколько задач, таких как сохранение и приумножение исторического наследия города, развитие духовной сферы совместно с началом нового витка в развитии истории самого храма. Благоустройство вокруг церкви, территория которой на данный момент представляет собой пустырь, и образование нового места отдыха горожан.


Модель памятника святым князьям Борису и Глебу

Памятник святым Борису и Глебу

Модель памятника святым князьям Борису и Глебу

День города | 15.05.2014г.

Выставка проекта памятника святым Борису и Глебу

Выставка проекта памятника на праздновании дня города | Фото: Гладыш С.П.

Связанные ссылки:

Парк «Бориса и Глеба»

Витраж «Князь Владимир Святославич»