Studio47

Методологические аспекты работы над проектом

Сегодня на сайте проекта Scientific World была опубликована статья Ожерельевой Ольги Вячеславовны, в которой на основе моего диплома рассматриваются методологические аспекты работы над дизайнерским проектом.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ДИЗАЙНЕРСКИМ ПРОЕКТОМ

"Воронежский государственный архитектурно-строительный университет"

Methodological aspects of work on the design project. In article the attention is focused on work on the degree design project in which methodological aspects to vocational training of the future architects-designers are analyzed.

Keywords: the architect-designer, designing, design designing, a sculpture, a monument to Boris and Gleb.

В статье акцентируется внимание на работе над дипломным дизайнерским проектом, в котором анализируются методологические аспекты к профессиональному образованию будущих архитекторов-дизайнеров.

Ключевые слова: архитектор-дизайнер, проектирование, дизайн-проектирование, скульптура, памятник Борису и Глебу.

Участие художника в создании духовной атмосферы города – большая ответственность перед обществом. Обладающие мировой известностью архитекторы, скульпторы считают важной социальной миссией «творить жизнь», наполненную высоким художественным смыслом, создавать произведения, отвечающие актуальным тенденциям нового времени. Именно искусство архитектуры, скульптуры незримыми нитями связывают историю с современностью. Скульптуре, сопровождающей мировую цивилизацию на всём пути её длительного исторического развития, принадлежит в этом процессе существенная роль.

Будущий архитектор-дизайнер должен усвоить целый ряд методических положений, связанных с проектированием объектов среды и включающих скульптурно-пластические произведения, являющихся одним из направлений в градообразующем пространстве.

Одним из этапов дизайн-проектирования выступает определение метода проектирования. Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, учение) – совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В дизайнерском творчестве метод представляет собой совокупность приёмов, способов, целесообразных действий, направленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приёмов и путей дизайнерской деятельности, впоследствии становится закономерностью создания проекта, правилами работы будущего архитектора-дизайнера.

Основополагающими архитектурно-дизайнерского проектирования являются такие методы, как аналогия эвристическая, метод «вживания в роль», проективография, метод структурного моделирования, творческий метод. Творческий процесс созидания берёт свои истоки от архитектурной идеи или концепции, последовательно развиваясь в архитектурно-дизайнерское решение.

Правильные, грамотные решения, предусмотренные на первоначальном этапе, определяют успешность всего дизайн-проекта в реконструировании историко-культурных зон.

Темой дипломного проекта по специальности «Дизайн архитектурной среды» является «Проект памятника святым князьям Борису и Глебу в городе Борисоглебске», выполненный студентом 6-го курса вышеназванной специальности филиала Воронежского ГАСУ Степыгиным Е.С. под руководством профессора В.Г. Фролова.

Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня мы осознаём духовный, информативный и пластический голод в городской среде, которую мы населяем, тем острее, чем плотнее нас окружает массовая застройка. Вопрос о необходимости создания памятника святым покровителям нашего города Борису и Глебу поднимается в книге «Основы дизайнерского искусства» О.В.Ожерельевой [1]. В городе Борисоглебске находится исторический памятник архитектуры 1792 года – это Храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Из 313 лет своего существования и развития город Борисоглебск вот уже на протяжении 307 носит название, которое дали ему имена святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, во имя которых в конце XII века была возведена первая деревянная церковь. По всей Руси князья Борис и Глеб считались защитниками и покровителями воинов земли русской.

Постановка проблемы намечает основные смысловые направления дипломного проекта. Одно из них составляет изучение взаимоотношений системы – «скульптура – архитектура – среда – человек».

Работа над дипломным проектом велась не только в направлении разработки образа памятника, но и его прилегающей территории: создание завершённого ансамбля, включающего макеты, не сохранившихся до нашего времени церквей города Борисоглебска.

Следующий этап в работе над проектом – выбор территории для скульптурного объекта. Территорией была определена Старособорная площадь, располагающаяся перед храмом в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В ходе работы над дизайнерским проектом были решены следующие задачи:

  • - сохранение и приумножение исторического наследия города;
  • - обоснование роли и значения скульптуры в историческом и современном процессе сложения архитектурно-художественной среды города Борисоглебска;
  • - анализ генезиса и эволюции видов и форм храмовой скульптурной пластики, входящей в традиционную систему художественных средств, слагающих эстетический облик города Борисоглебска;
  • - осмысление опыта в области интеграции произведений скульптуры в предметно-художественную среду старособорной площади;
  • - изложение основных предпосылок многоаспектного подхода к изучению роли, места и формы скульптуры в процессе формирования художественной среды старособорной площади;
  • - создание нового места отдыха горожан.

Изображение модели памятника решенной в компьютерной графике и скульптурном материале представлено на рисунке 1 -4.

Таким образом, опыт исследовательских проектов способствует обновлению нашего города и даёт новый импульс реализации будущих студенческих проектов, направленных на формирование благоприятной городской среды и создания общего культурного фона.

Литература:

  • - Ожерельева О.В. Основы дизайнерского искусства: Учебное пособие для вузов. – Борисоглебск, 2008.
  • - Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн. – М.: Архитектура-С, 2006.
  • - Шимко В. Т. Основы дизайна и средового проектирования: Учеб. пособие. – М.:Издательство «Архитектура – С», 2007. – 160 с.
Проект памятника святым князьям Борису и Глебу в городе Борисоглебске

Рисунок 1. Изображение модели памятника в компьютерной графике, выполненной студентом 6-го курса специальности «Дизайн архитектурной среды» филиала Воронежского ГАСУ в городе Борисоглебске.

Модель памятника святым князьям Борису и Глебу

Рисунок 2. Фото модели памятника решенной в пластилине.

Общий вид на площадь перед церковью

Рисунок 3. Общий вид на старособорную площадь. Дизайн-проект Степыгина Е.С.

Защита дипломного проекта

Рисунок 4. Защита проекта студентом 6-го курса специальности «Дизайн архитектурной среды» филиала Воронежского ГАСУ в городе Борисоглебске Степыгиным Е.С.

Ссылки по теме:

Памятник Борису и Глебу

Старособорная площадь

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Рейтинг 5.00 (1 Голос)