Studio47

Забронзовевшая мечта - быть ли памятнику Борису и Глебу?

В этом году, 15 мая - в День города - на Старособорной площади планировалось установить памятник князьям Борису и Глебу. Событие обещало быть грандиозным, ведь 2015-ый - год тысячелетия со дня трагической смерти святых, именем которых назван Борисоглебск.

Почему народ не собрал деньги на «народный» памятник?

Решение о дате установки памятника принималось еще четыре с половиной года назад. За давностью времени мало кто о нем помнит. Разве только в мае этого года заведующий кафедрой дизайна Борисоглебского филиала ВГАСУ Валентин Фролов припомнил этот факт. Непосредственный участник событий - член конкурсной комиссии по выбору варианта памятника и места его установки и в то время - главный архитектор города - задался вопросом: быть ли памятнику?

- Этот вопрос я поднял не из-за того, чтобы кого-то укорять, - пояснил мотивы своего обращения к теме Валентин Глебович. - Мне жаль, что отличная идея как вспыхнула, так и погасла. А ведь какое движение зарождалось, какой был энтузиазм.

Движение - Памятнику Быть

В движении

В августе 2010 года в Борисоглебске прошел первый фестиваль русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба». У его истоков стоял врач и поэт Федор Григорьев. Осенью того же года Федор Николаевич объявил об открытии одноименного Фонда, одной из целей которого является содействие возведению в Борисоглебске памятника Борису и Глебу. Это записано и в Уставе Фонда. Инициативу активно поддержала Общественная палата, которую в то время возглавлял директор трикотажной фабрики, Почетный гражданин Борисоглебска Владимир Лысенко. И вскоре все закрутилось: идея установки в городе памятника была не нова, и у нее нашлось много сторонников. Но никогда еще инициаторы не заходили так далеко, как в этот раз.

Установка памятника по своей масштабности явно выбивалась из ряда других целей и задач Фонда Бориса и Глеба, поэтому еще зимой 2010-2011 года Федор Григорьев озвучил идею создания общественного движения по поддержке строительства монумента. А в начале июля 2011 года в драматическом театре имени Чернышевского при большом скоплении жителей собралась его учредительная конференция. Название движения ярко свидетельствовало о серьезности намерений - «Памятнику - быть!».

«В зале присутствовали делегаты - представители всех слоев населения: депутатского корпуса, общественности, трудовых коллективов, политических партий, духовенства», - написала газета «Борисоглебский вестник», освещая это мероприятие.

Были утверждены Устав общественного движения, положения о конкурсной комиссии и попечительском совете, выбраны руководящие органы движения. Его председателем стала директор десятой школы Ольга Митрофанова, заместителем - Федор Григорьев. Конкурсную комиссию по выбору варианта памятника и места его установки возглавил благочинный Борисоглебского церковного округа, протоиерей отец Андрей Черницын, а попечительский совет - тогдашний глава администрации округа Евгений Пастушков. Сформировали также ревизионную комиссию. В состав всех этих органов избрали уважаемых в городе людей.

Автора!

14 июля 2011 года в «Борисоглебском вестнике» было опубликовано сообщение о проведении открытого конкурса по выбору памятника. Через восемь месяцев определился победитель - скульптор из Москвы, доцент кафедры скульптуры Российской художественной академии живописи, ученик скульптора Вячеслава Клыкова Сергей Полегаев. Он набрал 80% голосов. Причем члены комиссии в подавляющем числе выделили сразу две его работы из десятка других, представленных скульпторами из Воронежа, Липецка, Белгорода, Москвы, Борисоглебска. Макеты - для чистоты результата - проходили под номерами. На общегородском собрании движения 14 мая 2012 года открытым голосованием выбрали один из вариантов.

На встрече с борисоглебцами 22 мая 2012 года Сергей Полегаев, отвечая на вопрос, управится ли он с памятником к 15 мая 2015-го, заверил, что ему потребуется лишь год. Сергей Геннадьевич был полон желания как можно скорее приступить к делу: работа над образами Бориса и Глеба его вдохновляла.

Но установить памятник в год тысячелетия со дня смерти Бориса и Глеба не удалось. Любая дата, в принципе, под вопросом.

Проект – народный

Расчет строился на том, что средства на памятник будут собраны всенародно. В феврале 2011 года Фонд Бориса и Глеба открыл в Сбербанке счет для сбора средств. Там тоже работают патриоты, поэтому с руководством банка удалось договориться, что счет будет бескомиссионным.

Финансовая сторона вопроса на бумаге выглядела вполне продуманной и реалистичной для исполнения. Предварительная сметная стоимость памятника - 6,5 млн. рублей, благоустройство территории Старособорной площади, где его предстояло установить - 3-5 млн. рублей. Две с половиной тонны бронзы вызвался выделить на благотворительных началах предприниматель Сергей Чибиряков. А это 1.5-2 млн. рублей экономии. В Попечительский совет движения «Памятнику - быть!» вошли руководители крупных предприятий, бизнесмены, которые, в свою очередь, тоже обещали пожертвовать на благое дело крупные суммы. Заняться сбором средств среди прихожан планировали представители церкви, ряд организаций заявили о том, что внесут посильную коллективную лепту в общее дело. И, наконец, существовал благотворительный счет в Фонде. Кстати, «Борисоглебский вестник» его тоже публиковал.

Финансы поют романсы

- Моя задача была - фиксировать поступление средств, контролировать, чтобы ни одна копейка не ушла вправо или влево, - объяснил свои функции председателя контрольно-ревизионной комиссии в движении «Памятнику - быть!» руководитель общественной организации «Лига» Николай Тихонов. - Но никаких денег, насколько я знаю, не собралось, фиксировать было нечего.

Николай Александрович считает, инициатива заглохла потому, что Федор Григорьев не вошел в новый состав Общественной палаты: именно этот орган был движущей силой.

- Мы собирались даже на рынке поставить урну для сбора средств. А потом через протокол, как положено, положить их на счет, - поделился Тихонов. Затронутую нами тему он взялся обсудить на заседании нынешней Общественной палаты.

Организацию, которая четыре года назад собрала-таки средства на памятник, мы нашли - Борисоглебский филиал ВГАСУ.

- Весь коллектив отчислял какую-то часть платы на протяжении, по-моему, года. Мы собирали их на памятник, но потом, когда все заглохло, эти деньги директор Валерий Александрович Лебедев передал в фонд церкви Бориса и Глеба. Они поставили входные ворота и забор, - рассказал Валентин Фролов.

Других денег на памятник обнаружить корреспонденту «Борисоглебского вестника» не удалось, хотя шепоток «они, дескать, были собраны, но не известно где осели» слышать доводилось.

Сыр-бор

Когда мы с председателем общественного движения «Памятнику - быть!» Ольгой Митрофановой перебирали причины, почему дело застопорилось, тема пересудов в разговоре тоже возникла.

- Вы помните, было большое собрание? Как только зашла речь о сборе средств, о том, что памятник будет народный, уже там начались возмущенные выкрики. Нас пытались обвинить, что деньги будут потрачены не туда, - поделилась Ольга Витальевна о наболевшим. - Коммунисты нам ставили в вину, что мы хотим памятник Ленину убрать с центральной площади. Столкнувшись с такими трудностями, мы, наверное, и спасовали.

Федор Григорьев развил эту тему:

- Мне было неприятно слушать обвинения. Во избежание всех кривотолков и по настоянию части членов общественного движения было принято решение ввести в состав Попечительского совета Фонда русской словесности и культуры уважаемого человека - Юрия Константиновича Папорова, - рассказал он. - Мы прямо в постановление это записали: без его ведома ни одна копейка со счета не должна уходить. У меня как у председателя было право подписи и у него.

Разгорелись страсти и по поводу места установки памятника. Большая группа общественников считала, что памятник святым уместен на Старособорной площади. Другая, не менее многочисленная, в основном предприниматели, называла приемлемым местом центральную площадь. А памятник Ленину предлагали переместить в другое место.

В этих реалиях Сергей Полегаев выполнил два варианта макета. Второй, с установкой на центральной площади, был масштабней и обошелся бы чуть дороже Сам же он склонился к первому варианту.

- Собрание закончилось расколом. Я после этого вел челночную дипломатию: ездил туда-сюда, говорил с одними, другими. А тут последовала отставка главы администрации Евгения Ивановича Пастушкова - он являлся председателем Попечительского совета, безвременно ушел из жизни Владимир Викторович Лысенко. Все стало глохнуть, - заключив Федор Григорьев.

Дважды в одну реку

Когда мы обсуждали с Григорьевым причины фиаско с памятником, откровенно высказали ему свою точку зрения: несмотря на многочисленные формальные структуры в движении, все оказалось увязано на нем одном. Едва ли не каждый из наших многочисленных собеседников, прежде чем высказаться, спрашивал: «А вы говорили с Федором Николаевичем?». И, как только он отошел от дел в сторону, на какое-то время уехав из города, так все и развалилось.

- Да потому что я стоял у истоков всего этого дела. Все создавалось при моем непосредственном участии, - держал удар Григорьев. И с места - в карьер: - Весной этого года я решил все-таки к этой теме вернуться, поскольку отучился в Москве на литературных курсах и теперь у меня есть время. Я думаю, Фонд надо закрывать и создавать некоммерческую общественную организацию с юридическим адресом. Ее основная задача - накопление средств на памятник. Но мое мнение, в Устав надо заложить возможность решать текущие финансовые вопросы. Мы с этим ужe столкнулись: нет денег на рекламу, изготовление баннеров и прочих необходимых вещей, а это связывают руки. Если возвращаться, то надо будет заново формировать все структуры.

Федор Николаевич уверен, что людей, которые хотят видеть в городе памятник, по-прежнему много. А что касается корректировки цены, на его взгляд, она будет незначительной.

Когда готовился материал, "Борисоглебскому вестнику" стало известно, что настоятель Казанского храма отец Виктор Цокало, с благословения митрополита, начал готовить документы на получение международного гранта по линии православия - 300 тысяч рублей на установку памятника святым Борису и Глебу. К подготовке документов, рассказал отец Виктор, он намерен привлечь Федора Григорьева.

На днях Федор Николаевич проинформировал нас о том, что документы на грант подали.

«Готов мести знамя, если больше некому»

К нашему удивлению, другие участники «процесса» тоже не прочь переписать неудачную историю заново. Валерий Лебедев, Ольга Митрофанова, Николай Тихонов и многие другие заявили нам, что поддержат инициативы по установке памятника.

- От своего обещания дать бронзу на памятник я но отказываюсь. Готов был это сделать, что называется, еще вчера. Я не участвую в политике, только в конкретных делах. Но если уже все опустили руки, то я готов даже нести знамя, если больше некому, - полушутя-полусерьезно подтвердил свои намерения стать меценатом Сергей Чибиряков. - Я буду сотрудничать и поддержу инициативу людей.

"Борисоглебский вестник" также связался и со скульптором Сергеем Полегаевым.

- Тема воплощения духовного подвига князей-страстотерпцев Бориса и Глеба великая. Я рад, что смог получить такую замечательную возможность -воплотить в скульптуре великий подвиг небесных покровителей Борисоглебска. Надеюсь, что памятник святым подвижникам будет установлен на борисоглобской земле очень скоро, - сообщил Сергей Геннадьевич.

- Когда я работал над образом, над скульптурным воплощением подвига святых мучеников и небесных покровителей русского воинства, то думал о городе, о людях Борисоглебска, о храме во имя Бориса и Глеба. Поэтому считаю, что предложенное мной скульптурное решение имеет возможность воплотиться только на борисоглебской земле.

У автора памятника нет обиды, что его работа остается пока невостребованной.

- Вы знаете, редко случается, когда между конкурсом и реализацией проекта проходит небольшое время. Главное, чтобы мы все понимали необходимость завершения начатого. Смею надеяться, что в день памяти Бориса и Глеба памятник этим святым подвижникам займет свое место в городе, - высказался Сергей Геннадьевич.

Хотелось бы верить, что позитивный настрой автора памятника передастся всем, кто хотел бы видеть в нашем городе монумент Борису и Глебу. Дело за малым - договориться. А то как бы вместо памятника не забронзовела сама идея о нем.


Галина АКИМОВА


Данная статья под заголовком "Забронзовевшая мечта" вышла в №38 (16798) окружной общественно-политической газеты "Борисоглебский вестник" в пятницу 25 сентября 2015г.