Отзыв на проект памятника С.Г. Полегаева | № 75237
Борис и Глеб - первые люди Русской земли, причисленные к лику святых, первые чудотворцы, признанные предстателями перед Господом за новых христиан юной Русской Православной Церкви. Они явили собой особый вид святости, специфически русской (о чем писали и святитель Дмитрий Ростовский, и митрополит Филарет (Гумилевский)): не являются они мучениками за Христа, но пали жертвами борьбы за власть. Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) - миряне, не преподобные подвижники, но благоверные князья - особый характерный для Руси, тип святости. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Святые братья сделали то, что в те времена на Руси было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти, «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».
Раскрытию именно этой важной христианской идее посвящен проект памятника Полегаева Сергея Геннадиевича под № 75237 «Святым Благоверным князьям Борису и Глебу».
Представленный проект памятника отличает правильная трактовка образа первых прославленных русских святых, защитников Земли Русской, покровителей Русского воинства - святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Двухфигурная композиция, представляющая святых страстотерпцев, решена согласно церковному иконографическому канону и следует русским церковным традициям.
Памятник решается как торжественная монументальная композиция, которая призвана возвеличить подвиг святых страстотерпцев, напомнить о той огромной роли, который ему суждено играть в российской истории.
Представляя свой проект, автор совершенно справедливо указал: «Князья Борис и Глеб, убитые в 1015 году по приказанию своего брата Святополка Окаянного, были первыми святыми, первыми венчанными избранниками Русской Церкви, первыми чудотворцами ее и признанными небесными молитвенниками "за новые люди христианские". По смерти святые Борис и Глеб стали во главе небесных сил, обороняющих Землю Русскую от врагов. "Вы нам оружие", - говорится в "Сказании о Борисе и Глебе"».
Князья даны в рост, в княжеских одеяниях: длинных туниках и плащах-корзно, с мечами и прапорцами в руках. Религиозный мыслитель и богослов Георгий Федотов, трактуя изображение князей с прапорцами (а не крестами) и мечами в руках, подчеркнул, что «крест - символ всех страстотерпцев - в руках благоверных князей стал знамением победы, непобедимым апотропеем против врагов».
Стоящие фигуры Бориса и Глеба - прямая и яркая трактовка житийного повествования о чудесах страстотерпцев. Одно из Чудес, глася о явлении князей, повествует следующим образом: «Мы Борис и Глеб, которых призвали вы в молитве, пришли освободить вас от скорби, потому что вы покаялись в согрешениях своих, и уже не постигнет вас наказание».
Представленная на конкурс работа выполнена на высоком профессиональном уровне и является ярким примером продолжения лучших традиций русской монументальной скульптуры. Удачно решены фигуры князей, уверенно выступающие вперед. Впечатление торжественности и возвышенности усиливает хорошо прочитываемый ритм складок одеяния. Композиция гармонична по силуэту. Очень удачно найденными представляются жесты: правая рука жестко и твердо держит прапорец, а левая прижимает к телу меч.
Понять высоту постамента позволяет правильно поданный силуэт. Эта небольшая высота постамента оптимальна для подобного памятника. При всей своей пафосности и торжественности он оказывается связанным со зрителем. Форма постамента наилучшим образом корреспондирует с основными объемами композиции.
Предложенное архитектурное решение организации площади перед храмом с размещенным на ней памятником - весьма удачно и продумано.
Предложенный проект памятника - работа, безусловно, значительная и высоко профессиональная. Ее можно оценить, как лучшее решение образа святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба и включить в число финалистов.
Декан факультета теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова (МГАХИ им. В.И. Сурикова), доцент кафедры теории и истории искусств, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, член-корреспондент РАЕН, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов
АРУСТАМОВА Ирина Левоновна