Studio47

Отзыв на проект памятника Д.Н. Соловьева | № 48110

В Конкурсную комиссию, общественного Движения «Памятнику-быть!» открытого конкурса на памятник Святым благоверным князьям Борису и Глебу.
Отзыв на проект памятника Борису и Глебу

«Как две яркие звезды посреди темных облаков сияли два святых брата в числе всех двенадцати сыновей Владимировых», - именно эти слова из Жития святых Бориса и Глеба вспоминаются при изучении материалов проекта № 48110. «Яркими ранними звездами, отрадно засветившими с первым появлением христианского небосклона над Россией» назвал святых страстотерпцев Бориса и Глеба великий деятель Русской Православной Церкви митрополит Филарет (Гумилевский). Именно эта идея нашла блестящее отражение в композиции, представляющей святых Бориса и Глеба, парящих над Русской Землей на облаке небесном. Две фигуры словно тянутся вверх и плывут над землей. Отсюда - стройность и спокойный, возвышенный ритм.

Представленный проект памятника отличается глубоким проникновением в образ одного из виднейших представителей Русского Православия. Наиболее существенными для автора чертами, удачно отраженными в работе, явились несокрушимая вера, их убежденность в правоте своего поступка: Вера - защитница Отечества.

Памятник, имеющий камерный характер, обращенный к каждому приходящему в храм, в то же время решается как торжественная монументальная композиция, призванная возвеличить и вознести память о святых Борисе и Глебе. Неслучайно автор напоминает нам о моменте чудесного явления братьев ижорянину Пелгусию перед битвой князя Александра Невского со шведами и князю Дмитрию Ивановичу Донскому. Следует отметить динамизм и историческую достоверность, с которой скульптор воспроизводит одеяния князей.

Работа выполнена на высоком профессиональном уровне и является ярким примером продолжения лучших традиций русской монументальной скульптуры. Удачно решены фигуры, уверенно выступающие вперед. Впечатление торжественности и возвышенности усиливает хорошо прочитываемый ритм складок одеяний. Композиция гармонична по силуэту, хорошо смотрится при круговом обходе. Очень удачно найденным представляется жест правой руки, несущей Крест - веру Христову: «Владыко мой, Иисусе Христе, сподоби и меня быть в числе Твоих угод- , ников, даруй мне ходить по стопам их, да не вознесется мысль моя суетою мира сего, но просветится сердце мое разумением заповедей Твоих», - говорится в Житии в рассказе о молитве ко Господу князя Бориса.

Думается, что небольшая высота постамента, служащего опорой для облака небесного, на котором братья спустились к земле, оптимальна для этого памятника. При всей торжественности он связан со зрителем, досягаем. Цилиндрическая форма постамента наилучшим образом корреспондирует с основными объемами фигур и элементами композиции.

Интересно и важно размещение памятника в центре площади, где собираются пять лучей: святые Борис и Глеб находятся в «центре событий» духовной жизни. Памятник рассчитан на установку перед храмом. Архитектурное решение проекта более чем удачно. Оно правильно расставляет акценты при прочтении памятника.

Предложенный проект памятника - работа, безусловно, значительная и высоко профессиональная. Думается, что это произведение необходимо включить в число финалистов конкурса.


Декан факультета теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова (МГАХИ им. В.И. Сурикова),
доцент кафедры теории и истории искусств, кандидат искусствоведения,
член-корреспондент Российской академии художеств,
член-корреспондент РАЕН,
член Союза художников России,
член Ассоциации искусствоведов

АРУСТАМОВА Ирина Левоновна